уральские вести

  

Вероника Лебедева: Всю жизнь меня называли подкидышем!

Она громко спорила с самой Фаиной Раневской, ухаживала за Ростиславом Пляттом. И все это в 4,5 года! На съемки знаменитого фильма «Подкидыш» Вероника Лебедева попала случайно. Но именно роль Наташи, которая потерялась в Москве, сделала из маленькой девочки любимицу всей страны. В этом году «Подкидышу» исполняется 71 год. В интервью "Только звезды" Вероника Лебедева впервые рассказала о съемках и о том, как сложилась ее дальнейшая жизнь.

- Вероника Юльевна, как вы попали на съемки «Подкидыша»?

– Совершенно случайно. Как-то мы с папой и мамой пошли в кино. Вдруг подходит к нам женщина: «Я – режиссер, хотела познакомиться с вашей девочкой. Мы скоро собираемся снимать фильм «Подкидыш», и она могла бы сняться в главной роли». Мама дала наш телефон. А папа был категорически против! Говорил, что это ерунда, развращение ребенка. Вскоре в квартире раздался звонок, нас с мамой пригласили на пробы. Когда мы пришли на студию, там уже сидело много детей, все девочки были красиво одеты. Когда мама их увидела, то сказала: «Здесь все такие нарядные, моя точно не пройдет». Мы должны были рассказать о себе. Я влезла по ступенькам на сцену, села на стул и стала смотреть на сидящих в зале. Мне говорят: «Девочка, ну прочитай нам хотя бы стихотворение». «Муха села на варенье – вот и все стихотворенье», – отчеканила я. Режиссер Татьяна Лукашевич удивленно на меня посмотрела: «И это все?» Я спокойно ответила: «Да» и пошла назад к маме. После этого Лукашевич сказала: «Возьму только ее и никого больше!»

– Сколько вам тогда было лет?

– Где-то 4,5 года. Сниматься в «Подкидыше» было тяжело. Сначала на съемки мы с мамой ездили на троллейбусе, но меня там тошнило, я часто плакала. Когда режиссер об этом узнала, то сделала так, что за мной стали присылать машину, как за настоящей кинозвездой.

– Вы быстро поладили с Фаиной Раневской, которая играла Лялю?

– У нас с ней сложились хорошие отношения. Фаина Георгиевна на протяжении съемок обещала подарить мне куклу. «Знаешь, – говорила она мне, – я скоро тебе подарю куклу, и мы назовем ее Лялей». Я ей отвечала, что хочу назвать игрушку Катей или Машей, но не Лялей. Раневская от этих слов очень расстраивалась. Мама потом меня корила: «Нельзя обижать Фаину Георгиевну. Пойди к ней и скажи, что согласна назвать куклу Лялей». Этой куклы я так и не дождалась. Теперь-то я понимаю, что Раневская, как сейчас говорят, просто «кормила меня обещаниями». Бывало, придет и говорит мне: «Я уже купила куклу. Она сидит у меня на письменном столе, скоро я ее тебе подарю». Но своего обещания она так и не выполнила.

– В фильме вы из героя Петра Репнина, сыгравшего Мулю, просто веревки вили. А после съемок вы подружились?

– Особой дружбы у нас не было. Газировкой, как его герой в фильме, он меня не угощал. Зато я очень любила Плятта. На площадку он всегда приносил мне конфеты, мы часто вместе играли. Хотя в центре внимания всегда была Раневская, у которой, кстати, всегда на площадке было плохое настроение. Однажды режиссер Татьяна Лукашевич попросила мою маму: «Подойдите, пожалуйста, к Раневской и скажите, что она хорошо выглядит!» Мама согласилась и сделала комплимент Фаине Георгиевне. Та снисходительно кивнула ей: «Спасибо, очень приятно. Только дайте мне свои бусы, я буду сниматься в них». Что маме было делать? Она сняла бусы и отдала капризной Раневской.

– После всех приключений ваша героиня Наташа попадает в квартиру к холостяку, которого играет Ростислав Плятт. В фильме он вас кормит крабами. Легко ли сняли эту сцену?

– Да, буквально с первого дубля. Далее Наташа должна была кинуть полотенце на голову Плятту и начать вытирать ее. Вот с этой сценой пришлось помучиться, потому что я не докидывала полотенце или, наоборот, перекидывала, и оно падало.

– Многие режиссеры отказываются работать с детьми: уж больно те капризные…

– Наш режиссер Татьяна Лукашевич умела обращаться с детьми. Она никогда меня не ругала, не кричала. Я могла подойти к ней и сказать: «Татьяна, я хочу рисовать!» Тогда сразу выключались камера, свет, мне давали лист фанеры и карандаши. Я что-то чертила минут пять, а затем снова шла на площадку.

– Вас называли вундеркиндом – так хорошо вы сыграли свою первую роль!

– Наташа из «Подкидыша» – моя не первая роль в кино. Дебютировала я в фильме «Парад игрушек», когда мне было года три. Я играла капризную девочку, которую мама отводит в магазин игрушек. Там я выбираю понравившуюся куклу и сразу перестаю реветь. А после «Подкидыша» я снялась в «Кукольной стране».

– Получили ли вы гонорар за «Подкидыша»?

– Да, и довольно большой. В день я получала 75 рублей. По тем временам это была колоссальная сумма. После выхода фильма мне постоянно дарили игрушки. От всего этого у любой маленькой девочки запросто могла начаться звездная болезнь. Но меня спасла мама. Она говорила: «Пожалуйста, не важничай. Ты такая же девочка, как и все. Улыбайся людям, потому что они хорошо к тебе относятся».

– Роль в «Подкидыше» сделала из вас всенародную любимицу. Приглашали ли вас еще сниматься?

– Да, меня утвердили на одну из ролей в фильме «Моцарт». Но съемки пришлось отложить – началась война. Мою семью эвакуировали в город Шакше. Там мы пробыли месяц. Потом приехала тетка и уговорила вернуться в столицу. Нам выдали билеты, но в середине пути людей стали снимать с поезда. Тогда мама показала альбом с моими фотографиями из «Подкидыша» машинисту, и мы смогли ехать дальше до Москвы. В поезде в общем вагоне сидели два офицера и ели белый хлеб. А я смотрела на них, не отрываясь. Хлеб был тогда на вес золота. Видимо, они почувствовали мой взгляд. Один из них обернулся, а потом протянул половину буханки!

– Почему не стали поступать в театральный институт?

– Так решила мама. «Только не в театральный! – сказала она мне. – Это не профессия. Если бы у меня было две дочери, одну бы я точно отдала в кино. Но ты у меня единственный ребенок, поэтому будем подбирать тебе другую специальность». Я не возражала и решила, что буду микробиологом. Это была заветная мечта. Но поступила все же в педагогический на факультет английского языка.

– Однокурсники знали, что вы – та самая Наташа из «Подкидыша»?

– Ой, нет! Я всегда скрывала, что снималась в кино. В школе и в институте никто ни о чем не догадывался. Зато когда я шла по двору, мне кричали вслед: «Смотрите, подкидыш идет!» Я ненавидела такие моменты.

– Где вы работали после института?

– Долго преподавала в школе курсы английского языка. Затем стала редактором журнала. Вскоре судьба снова сделала крутой поворот, и я ушла обратно в школу. Но надолго там не задержалась – мы с мужем Игорем Синициным начали писать книги. У нас вышла трилогия, которая называлась «Вместе с Россией». Первый роман был о молодом офицере царской армии, а вторая книга – про императора Николая Второго.

– Как вы познакомились с мужем?

– Никакой романтической истории у нас не было. Он увидел меня на улице и подошел познакомиться. Мы встречались какое-то время, а потом решили пожениться. У нас родилась дочка Марина.

– Сейчас вы по-прежнему пишете книги?

– Что вы! Я не могу ни писать, ни читать. Дело в том, что мой муж умер два года назад и у меня остановилась вся жизнь. Вместе с ним мы творили... А потом это неожиданно закончилось. Он очень тяжело болел, долго умирал. После этого я перенесла инсульт. Сейчас мне не хочется ничего, я живу прошлым.

t classid="clsid:d27cdb6e-ae6d-11cf-96b8-444553540000" codebase="http://download.macromedia.com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=9,0,29,0" width="487" height="415" id="flvplayer" align="middle">

  



Детство

Николай Олялин родился в деревне Опихалино Вологодской области. А ровно через месяц началась война… Естественно, это время он не запомнил. Зато потом, когда война закончилась, через Вологду нескончаемым потоком ехали фронтовики… И эта картина отпечаталась в его памяти на всю жизнь…

Рассказывает Николай Олялин: «Все шли через наш дом. Без ног, без рук, изуродованные войной люди. Я помню, у меня все время лезли глаза на лоб, когда вдруг они, выпив водки, начинали, вспоминая, плакать. Для меня это было непонятно, как это такие взрослые дяди, тети, и вдруг плачут. А потом, когда с годами пришел ко мне смысл этих слез, я сам уже начал плакать».

В детский драматический кружок Коля записался вслед за своим старшим братом. Мальчика взяли, потому что в кружке как раз нужны были ребята на эпизодические роли – без слов или с одной - двумя фразами. Но, даже неразговорчивые солдаты из детских спектаклей у Коли поначалу не получались. Николай Олялин вспоминает: «Когда уже начались репетиции, у меня не получалось со словами, когда надо было говорить, у меня все сжималось, я так скукоживался и сидел».

Однажды на спектакль пришли ребята из Колиной школы. Увидев, что у мальчика ничего не получается на сцене, они прямо из зала стали дразнить его и обстреливать из резинок. Тогда у мальчика и проявился характер. Коля неожиданно заиграл, да так, что опешил даже руководитель студии…

Выбор жизненного пути

В послевоенной Вологде слово «артист» было если не ругательным, то довольно обидным. Поэтому, окончив школу, Николай по настоянию отца-фронтовика поехал в Ленинград поступать в военное училище. Но еще до экзаменов юноша вдруг изменил решение…

На следующий год Николай Олялин поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Юношу приняли, несмотря на то, что у него, как у многих жителей Вологды, был заметный северный говорок.

В Красноярске

В 1964 году по окончании института Николая направили в Красноярск, где создавался театр юного зрителя. К сожалению, у молодого актера сложились неважные отношения с главным режиссером. Как признается Николай Владимирович, причиной тому был его неуживчивый характер. Олялину доставались в основном эпизоды, как, например, слуга Брандуан в «Полоумном Журдене». Но и в маленьких ролях Николай привлекал внимание зрителей, он даже был признан лучшим комиком Красноярского края.

Тогда же появились первые поклонницы. Среди них оказалась и та единственная, которая стала спутницей Николая на всю жизнь – очаровательная девушка по имени Нелли, которая, между прочим, работала вторым секретарем райкома комсомола. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и уже через месяц после их знакомства Нелли и Николай официально вступили в брак.

С тех пор они неразлучны. У Николая и Нелли родились двое детей – Владимир и Ольга. Сегодня они уже взрослые, живут самостоятельно. Никто из них не пошел по стопам отца, чему сам Олялин даже рад. «В семье, нормальной советской семье, достаточно одного артиста», - считает Николай Владимирович.

Дебют в кино

В 1965 году Николай Олялин дебютировал в кино ролью летчика-испытателя в киноповести Николая Литуса и Леонида Ризина «Дни летные». Актер вспоминает, что в первый день съемок он был зажат и растерян. Дошло до того, что второй режиссер выговорил ему, мол – зачем тебя только пригласили?! И тут…

Вспоминает Николай Олялин: «И вдруг передо мной возникли глаза Нэки (прим. - жена Нелли), какими она смотрела, провожая меня в Красноярском аэропорту. И я ясно услышал ее напутствие: «Коля, ты только верь, что чудо свершится - ты будешь знаменитым!» Невероятно, но в следующем дубле я почувствовал, что «поймал» суть своего героя…»

Сцена была настолько удачной, что прямо из проб вошла в фильм…

«Освобождение»

Молодой актер приглянулся, и посыпались приглашения от режиссеров. «Щит и меч», «Майор Вихрь», «Путь в Сатурн» - во всех этих знаменитых картинах Николай Олялин смог бы сыграть, если бы вовремя был оповещен. Все дело в том, что руководство театра просто-напросто скрывало от него присылаемые приглашения.

Возможно такая же участь постигла бы и фильм-эпопею «Освобождение». Помогла девушка, работавшая в театре. Она тайком сообщила Николаю о приглашении. Чтобы отправиться на пробы пришлось пойти на хитрость. Актер взял больничный и сообщил, что направляется в санаторий…

По словам Николая Олялина эпопея «Освобождение» – «первый честный фильм о Великой Отечественной». Действительно, эта картина до сих пор стоит особняком. Она почти с документальной достоверностью воссоздает события Великой Отечественной. И надо отдать должное режиссеру и актерам, которые смогли передать окопную правду через судьбы отдельных людей.

В молодом Олялине режиссер Юрий Озеров разглядел не просто мужскую красоту, но и способность создать нешаблонный образ русского солдата. Роль командира роты Цветаева была сыграна настолько достоверно, что настоящие фронтовики поверили в реальность героя Николая Олялина, посчитали его своим. Актер рассказывал, что после премьеры к нему подошел седовласый орденоносец и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!» Олялин, родившийся ровно за месяц до начала войны, был растроган до слез…

Не служивший военный

Фильм «Освобождение» прошел с оглушительным успехом. Его премьеры состоялись в 115 странах мира. А на родине авторский коллектив был удостоен Ленинской премии.

На волне первого большого успеха Олялин перебрался в Киев. Его с радостью приняли на киностудии имени Довженко. Режиссеры с удовольствием использовали удачно найденный актером образ военного. В 1970 году Олялин снялся в телесериале Григория Липшица «Обратной дороги нет». Актер сыграл майора артиллериста Топоркова. А спустя год сыграл главную роль в военно-приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Дерзость», рассказывающем об отважном советском разведчике.

Удивительно, но артист, ставший популярным именно в военных ролях, в армии так и не служил. Еще в институте Олялина трижды вызывали в военкомат, и трижды военком отправлял его продолжать учиться. И уже после выхода «Освобождения» Николай обнаружил в почтовом ящике маленький лист бумаги. Это была очередная повестка из военкомата. Но теперь уже сам актер к военкому не пошел.

Николай Олялин вспоминает: «Нелька расстроенная вся идет в военкомат, говорит: «У нас только сын родился, давайте мы его на ноги поставим, потом возьмете». Говорят: «Да нет. Не хотим мы его в армию брать, нам стыдно – на экране он майор, а у нас солдат. Мы ему хотели сержанта дать…»

Популярность

Благодаря удачным работам в кино на актера обратили внимание и театральные режиссеры. Олег Ефремов, только что принявший руководство МХАТом, звал его к себе. Обещал помочь с жильем, дать лучшие роли. Однако Олялин, загруженный работой в кино, отказался.

В 70-х годах Николай Олялин достиг пика своей популярности. Его стали приглашать не самые разные роли. В спортивной драме Юрия Дубровина «Мировой парень» он сыграл Виктора Логинова - героя своего времени, советского инженера, оказавшегося участником необыкновенной автогонки. Среди других заметных работ актера – роли в знаменитой комедии «Джентльмены удачи», ироническом триллере «Бешеной золото», приключенческом фильме «Золотая речка»… Всего за первые десять лет работы в кино Олялин сыграл в восемнадцати фильмах. И даже не имея украинских корней, в 1979 году был удостоен звания народного артиста Украины.

Во второй половине 70-х Олялина уже знала и любила вся страна. Многочисленные поклонницы буквально одолевали актера, в Киеве пройти по улице было просто невозможно. Можно себе представить, каково было жене артиста, обладающего такой внешностью и такой популярностью. Николай Владимирович признавался, что на пике славы не избежал мимолетных влюбленностей. Дошло до того, что у них с Нелли назревал разрыв. Но жена Николая Владимировича все же сумела достойно выдержать все: и ночные дежурства поклонниц в подъезде, и телефонные звонки, и сотни писем.

Пользовался Николай Олялин и у официальных властей. Актер вспоминает такой случай: «…вот мы заходим в Кремль, все достают документы. Я подхожу, тоже достаю. А милиционеры почему-то отдают честь и пропускают меня».

Не каждому под силу выдержать свалившуюся на него славу. Вот и Олялина постепенно стало затягивать в омут. Бесконечный банкеты, вина, коньяки… Одно время даже шла речь о его увольнении со студии Довженко. Все катилось по наклонной, спасало только то, что Нелли всегда оставалась рядом. А вот недоброжелатели, которые всегда наготове, нажаловались на Олялина Владимиру Щербицкому. Но первый секретарь ЦК Компартии Украины, поклонник артиста, решил помочь Олялину. Николая Владимировича чуть ли не в приказном порядке вызвали в 4 управление минздрава, к наркологу. Удивительно, но его вылечили раз и навсегда.

И в 80-е годы Николай Олялин продолжал много сниматься в кино. За это десятилетие вышло одиннадцать картин с его участием, среди них и известный всем исторический сериал «Россия молодая», где актер исполнил роль Молчана.

После распада СССР

Все резко изменилось, после распада Советского Союза. В одно мгновение огромное количество талантливых актеров осталось без работы. По словам Олялина: «Пришло уничтожение, то есть наше поколение взяли и выкинули из жизни. Наступил такой мрак, что все, даже ехать некуда, предел».

В 1990 году Олялин выступил как режиссер двух картин – «Теплая мозаика ретро и чуть-чуть...» и «Неотстрелянная музыка». Но его работы так и остались невостребованными - ни среди прокатчиков, ни среди телевизионщиков эти добрые фильмы о любви не смогли найти спроса.

От всего этого можно было впасть в полное отчаяние. Надежду на лучшее, по словам самого актера, возродили в нем ролики «Русского проекта». Простые и незамысловатые они вернули на экран потерянных кумиров, вызвали у людей неожиданную волну тепла и веры в будущее. В одном из этих роликов снялся и Николай Олялин.

Сценарии для роликов «Русского проекта» писал Петр Луцик. Позже он пригласил Николая в свою картину «Окраина». Картина получилась доброй, выполненной в стиле эпическо-драматического сказа. Но за ней очередных ролей к сожалению не последовало…

Сегодня

Долгие годы Николай Олялин вообще не снимался в кино. «Кино сейчас не творческое, а материальное. Погоду заказывают малопонимающие в искусстве господа, именующие себя продюсерами, для них главное - получить деньги. А кино им любить или хотя бы знать совсем не обязательно. Идти на поводу у такой «методы» я не могу», - объяснял он свою позицию. Николай Владимирович писал очерки о коллегах, пробовал себя в качестве сценариста.

Перипетии последних лет не могли не отразиться на здоровье артиста. Олялин пережил сложную операцию. Как ни грустно об этом говорить, но жизнь ранее знаменитых актеров ныне очень трудна. Как в России, так и на Украине. Вот и Олялина денег на операцию попросту не было. Пришлось ходить по друзьям и совершенно незнакомым людям. Николай Владимирович благодарен всем тем, кто откликнулся.

К счастью в последнее время ситуация в кино меняется в лучшую сторону. И не случайно, что в 2003 году Николай Олялин снялся сразу в двух проектах - сериале «Тотализатор» и телеварианте «Ночного дозора». Надеемся, что это не последние работы талантливого актера в кино, и зрители еще не раз увидят его на экране.http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/olyalin/

© Alex6-77
Сделать бесплатный сайт с uCoz